ПАТРИАРШЕЕ ПОСЛАНИЕ
НА СВЯТУЮ ПАСХУ
Ном. Прот. 289
+ В А Р Ф О Л О М Е Й
МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ АРХИЕПИСКОП
КОНСТАНТИНОПОЛЯ – НОВОГО РИМА
И ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ
ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ЦЕРКВИ БЛАГОДАТЬ, МИР И МИЛОСТЬ
ОТ ПРЕСЛАВНО ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА
* * *
Завершив душеполезный Пост и поклонившись Страстям и Кресту Господним, сегодня мы стали причастниками Его преславного Воскресения, сияя торжеством и восклицая с невыразимой радостью мироспасительную весть: «Христос Воскресе!»
Все, во что мы верим, все, что мы любим, и все, на что мы надеемся, как православные христиане, связано с Пасхой, из которой все черпает свою жизненную энергию, через которую все истолковывается и обретает свой истинный смысл. Воскресение Христа — это ответ Божественной любви на агонию и чаяния человечества, но также и на «томление» со-стенающего ему творения. В нем раскрылось значение слов «сотворим человека по образу Нашему и подобию»1 и «Бог увидел все, что Он создал, и вот, хорошо весьма»2.
Христос — «наша Пасха»3, «воскресение всех». Если падение означало приостановление нашего пути к «подобию», то в воскресшем Христе «возлюбленным Божиим» снова открыт путь к обожению по благодати. Совершается «велие чудо», исцеляющее «великую язву», человечество. В символичной иконе Воскресения в монастыре Хора мы видим Господа славы, нисходящего до «глубин ада» и разрушающего державу смерти, чтобы восстать как Живоносец из гроба, воскресив с Собой родоначальников человечества и чрез них весь род человеческий от начала до последних, как Свободитель нас от порабощения врагу.
В Воскресении раскрывается жизнь во Христе как освобождение и свобода. Ибо «Свободою… Христос нас свободил»4. Содержание, «этос» таковой свободы, которую необходимо жить здесь (на земле) христоподобно прежде достижения совершенства ее в Царстве Небесном, — есть любовь, квинтэссенция переживания «нового творения». «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу»5. Свобода верующего, основанная на Кресте и Воскресении Спасителя, — это путь и «в вышняя», и к нашему ближнему; это «вера, действующая любовью»6. Это — исход из «Египта рабства» и многоразличных отчуждений, Христом дарованное преодоление самозамкнутости и стесненности существования, надежда на вечность, которая очеловечивает человека.
Празднуя Пасху, мы исповедуем в Церкви, что Царство Божие «уже установилось, но еще не исполнилось»7. В свете Воскресения вещи мира сего приобретают новое значение, потому что они уже преобразились и преобразовались. Ничего нет просто «данного». Все находится в движении к своему эсхатологическому совершенству. Этот «безудержный порыв» к Царству, особенно переживаемый в евхаристическом собрании, предохраняет народ Божий, с одной стороны, от безразличия к истории и присутствия в ней зла, а с другой — от забвения слов Господа: «Царство Мое не от мира сего»8, иначе говоря — от разницы между «уже» и «еще не» прихода Царства, в соответствии с богословским положением: «Царь пришел, Господь Иисус и Его Царство грядет»9.
Главный атрибут данной Богом свободы верующего — это непрестанное биение пульса воскресения, неусыпность и динамизм этой свободы. Ее характер, как дара благодати, не только не ограничивает, но свидетельствует о нашем собственном сообразовании с этим даром и укрепляет наше шествование и наше преобразование в этой новой свободе, которая также включает восстановление от наших отчужденных отношений со всем творением. Тот, кто свободен во Христе, не попадает в сети «земных абсолютов», «как прочие, не имеющие надежды»10. Наша надежда — это Христос, реализованное в Нем бытие, сияние и светоносность вечности. Биологические пределы жизни не определяют истину жизни. Смерть — это не конец нашего существования. «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад»11. Свобода во Христе — это «иное создание»12 человека, предвкушение и прообраз исполнения и полноты Божественного Домостроительства Последнего Дня в его «ныне и присно», когда «благословенные Отца» будут жить лицом к лицу со Христом: «вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным, проистекающим от Него веселием»13.
Святая Пасха — это не просто религиозный праздник, хотя и величайший для нас, православных. Каждая Божественная литургия, каждая молитва и моление верных, каждый праздник и поминание святых и мучеников, чествование священных икон, «богатство радушия» христиан (2 Кор. 8, 2), каждый акт жертвенной любви и братства, терпение в скорбях и непостыдная надежда народа Божия, — есть торжество свободы. Все они излучают пасхальный свет и источают благоухание Воскресения.
Таким образом, в этом духе, прославляя Спасителя мира, смертью смерть поправшего, мы передаем всем вам — честнейшим братьям и возлюбленным детям Матери-Церкви во всяком Владычествии Господнем — праздничное лобзание, вместе с вами благословляя в радовании едиными устами и единым сердцем Христа во веки веков.
Фанар, Святая Пасха 2021
+ Константинопольский
пламенный ко Христу Воскресшему молитвенник о всех вас
Для прочтения в церквах на Божественной Литургии в день Святой Пасхи после Священного Евангелия.
1. Быт. 1, 26.
2. Быт. 1, 31.
3. 1 Кор. 5, 7.
4. Гал. 5, 1.
5. Гал. 5, 13.
6. Г Гал. 5, 6.
7. Прот. Георгий Флоровский. Священное Писание, Церковь, Предание. Пер. Д. Тсами. Пурнара, Фесскалоники, 1976. С. 37. (по-гречески).
8. Ин. 18, 36.
9. Прот. Георгий Флоровский. Там же. С. 99.
10. 1 Фес. 4, 13.
11. Свт. Иоанн Златоуст. «Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения».
12. Свт. Григорий Богослов. Нравственные стихотворения. ΒΕΠΕΣ 61. С. 227.
13. Свт Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 4, 27 (100).